Кто дал власть разрушителю Чичен-Итцы?
Истории династий индейских правителей полны интригами не менее, чем истории правителей европейских. В борьбе за власть так же приветствовались любые средства, и претенденты на престол не гнушались ни убийствами, ни святотатством… Хунак Кеель — один их правителей майя, знаменитый своим приходом к власти.
Согласно книге Чилам-Балам — сборнику преданий индейцев-майя — было это так. Старый правитель Майяпана — некогда богатого и могущественного города майянской империи, Ах Меш Кук, отправил Хунак Кееля в Чичен-Итцу для обряда жертвоприношения в Священном колодце. Хунак Кеель не был из рода правителей, но он служил военачальником у Ах Меш Кука и, судя по всему, был весьма удачливым воином — чем не достойный посланник к богам?
Конечно, отправиться к богам было честью для любого майя — в качестве посланников отправляли лучших людей, и Хунак Кеель должен был бы гордиться. Но существовала тут и личная подоплека — дряхлеющему Ах Меш Куку не давали покоя молодость и сила Хунак Кееля, его слава, ум и влияние. Правитель видел в нем скрытую угрозу для себя. Удостоив своего военачальника «чести» отправиться к богам, правитель еще и преследовал цель убрать со своей дороги неудобного человека.
По существующей традиции, посланников к богам, увешанных тяжелыми украшениями из нефрита и золота, подводили к краю колодца, и оттуда жрецы сталкивали их в воду. Некоторое время все выжидали, не вернется ли кто-нибудь из посланников обратно, чтобы сообщить людям волю богов. До сих пор еще никто не возвращался…
Однако Хунак Кеель недаром славился своим умом, а для индейцев-майя того времени он мыслил более чем нестандартно. И поэтому ему удалось вернуться от богов и объявить их послание людям.
Согласно одной версии, он не стал дожидаться, пока его свяжут и столкнут в воду, а разбежался и сам прыгнул в колодец. Избавившись от тяжелых украшений, он вынырнул на поверхность. Согласно другой, уже в воде ему удалось освободиться от пут — то ли связали его плохо, то ли сила у воина была недюжинная. Не столь уже важно, был ли это четко продуманный план, или же помог случай — Хунак Кеель совершил то, чего до него мало того, что никто не совершал, а никому такое даже в голову не приходило. Случай был не так уж и слеп!
Итак, боги приняли дорогие дары и отпустили посланника на землю! Теперь посланник мог говорить от их имени… Хунак Кеель объявил, что разговаривал с богами, и отныне он, согласно их воле, является новым правителем Майяпана. Ах Меш Кук понял, что ему пришел конец. С отрядом личной охраны он бежал из Майяпана и скрылся.
Хунак Кеель превратил Майяпан в единственную столицу. Правители некогда могущественной Чичен-Итцы вызывали у него неприятие и недоверие, и Хунак Кеель искал повод разделаться с городом, где некогда его хотели «отправить к богам». Повод вскоре появился. Хунак Кеель обвинил правителя Чичен-Итцы Чак Шиб Чака в том, что он похитил невесту у одного из его друзей. Под предлогом вызволения невесты, Хунак Кеель начал войну против Чичен-Итцы и вскоре полностью разорил ее…
Династия Кокомов, основанная Хунак Кеелем, правила Юкатаном около 250 лет.
Когда к Чичен-Итце пришли испанцы под командованием Монтехо, жемчужина майя лежала уже в руинах — европейским завоевателям не пришлось прикладывать руку к ее разрушению.