Почему Красная Армия в 1944-м году так и не смогла помочь восстанию в Варшаве? Часть 2
Контрудар немецких танковых дивизий под Варшавой оценивается как последняя крупная удача немецкой армии в той войне.
Впрочем, Рокоссовский не был бы Рокоссовским, если бы не нашел выход из положения. Напомню — сам план операции «Багратион» делился на две части, разгром группы армий «Центр» в Белоруссии был запланирован в первой из них.
Предполагалось, что при выходе на рубеж реки Западный Буг, возможно, придется приостановить наступление — подождать пополнения живой силой и техникой. А Рокоссовский нашел способ разбить врага и дойти до Западного Буга со столь малыми потерями, что смог сразу же наступать дальше и дойти аж до Вислы.
И только тут наши войска все-таки выдохлись. Да и немцы смогли подтянуть резервы намного западнее, не к Бугу, а к Висле. Зато уж там — отыгрались. Это восстание в Париже было «обречено на успех», потому что все войска немцев оттянул на себя Восточный фронт. А свой Восточный фронт немцы держали изо всех сил, помня все, что они натворили в СССР, и ожидая мщения, которое могло обрушиться на их семьи — если бы солдаты РККА вели бы себя в Германии так же, как и немцы в СССР. А чего они могли еще ждать от «недочеловеков»?
Итак, Рокоссовский сумел деблокировать свои соединения, отбил атаки немецких танков, пожег их или отбросил. И к третьей неделе сентября сумел вернуться туда, где был 2-го августа. С начала восстания прошло уже полтора месяца. Однако даже в самом начале восстания, когда на стороне восставших был фактор неожиданности, им не удалось захватить ключевые объекты города. Также в руках немцев остались и мосты через Вислу. Немцы их заминировали и взорвали.
Теперь, чтобы помочь восставшим, надо было форсировать Вислу. Через пару дней после выхода к реке начался десант через реку. Передовой отряд, который должен был захватить и расширить плацдарм, состоял из 6 батальонов, это примерно 2 полка. Их прикрывали с нашей стороны с помощью артиллерии. Ширина реки в районе Варшавы, как нас поправляют польские товарищи, составляет от 350 до 500 с небольшим метров. В том районе, где происходила высадка десанта, мост через Вислу имеет длину более чем 500 метров (с его развалин стреляли немецкие пулеметчики).
Ночь за ночью через Вислу пытались перебросить новые подкрепления десанту. Ночь за ночью немцы топили и средства переправы, и переправляющихся.
Десант не сумел наладить связь с восставшими, а руководство АК не перебросило свои силы к реке, чтобы объединиться с десантом, расширить плацдарм и дать возможность десантировать через реку тяжелую технику. Те отряды АК, что там находились, были вытеснены немцами. И без помощи остальных участников восстания они вынуждены были бросить свои позиции и переместиться к центру города, оставив территорию немцам. Немцы нанесли по десанту сильный удар, десант понес тяжелые потери… Тех, кто сумел выжить, переправили через Вислу под огнем противника. Переправа туда, переправа обратно — десант почти полностью был уничтожен.
Восставшие теперь были отрезаны и от реки. Повторять попытку десанта, обрекая не смерть еще больше солдат, Рокоссовский не стал.
Через пару недель АК сдалось в плен. При этом в плен брали только АК, на сражавшихся с ними бойцов Армии Людовой и «Батальонов Хлопских» (примерно 20% от общего числа бойцов) договор не распространялся.
Генерал Бур-Коморовский, сдаваясь в плен, проявил существенное мужество, отказавшись пообедать с взявшим его в плен немецким офицером. Один из членов его штаба был ранен и нуждался в операции. Оную операцию провели только после протеста генерала Бур. Раненый выжил.
Пока АКовские офицеры и солдаты сдавали оружие, немцы в городе добивали тех, на кого сдача в плен не распространялась: бойцов Армии Людовой, Батальонов Хлопских и просто варшавян, которые присоединились к восстанию. Впрочем, и «просто варшавян», не присоединившихся к восстанию, тоже могли запросто убить — по подозрению в соучастии. Сколько всего было убито, никто не считал. В общем, «не АКовцев» было убито намного-намного больше, чем АКовцев (как бы не на порядок больше).
Так и закончилось восстание. Ехавший в плен генерал А К Пелчиньский оставил потомкам цитату: «И я зажёг этот большой пожар для того, чтобы его огонь вёл через темноту будущие поколения: мне удалось выкопать пропасть между российским и польским народами, по крайней мере, на десять поколений».
Если учесть, что не был наказан ни один из организаторов этой дикой гекатомбы, когда сотни тысяч варшавян и сама Варшава были принесены в жертву…
Если учесть, что, напротив, несколько полковников АК в ходе восстания стали генералами, т. е. были награждены…
Возможно, такой результат восстания и был их целью? Если РККА не сможет их спасти, то хоть так нанести ей, РККА, урон.
Ну, что же, костер их жертв был зажжен, пропасть между народами — выкопана. Цели восстания — выполнены.