Достопримечательности Гаваны. Что показывает Зеркало прошлого?
Гавана — жемчужина Карибского моря. Прекрасный город со множеством стен и фасадов, витых решеток, колониальных балкончиков, изразцов и лепнины. Колониальная эпоха оставила многочисленные памятники культуры. Но не только она. Кубинской современности тоже есть чем гордиться!
Итак, жила-была стена в Гаване на улице Mercaderes — Торговцев. Самая обыкновенная и ничем не примечательная стена. А располагалась она напротив дома маркиза de Arcos. В 1844 году там был центр литературного и художественного общества Гаваны.
И вот уже в наши дни нашелся скульптор, который захотел украсить эту стену. Но не просто украсить, а превратить ее в зеркало прошлого! Звали этого человека Андрес Каррильо (Andrés Carrillo).
Многие месяцы художник по крупицам собирал информацию о людях, посещавших дом маркиза, искал их портреты и фотографии, изучал костюмы тех лет, просматривая в национальной библиотеке еженедельники, выходившие между 1844 и 1845 годами — словом, проделал колоссальную работу! И наконец — наконец, Зеркало засверкало, отразив все великолепие прошлого!
«Зеркало» имеет площадь 300 квадратных метров (25,5×14,4) и полностью повторяет очертания дома напротив. Того самого дома маркиза de Arcos.
Стенная роспись объединяет 67 фигур. Все эти люди принадлежат к разным эпохам, но все они в разное время внесли весомый вклад в культуру и общественную жизнь Кубы. Таким образом, создание «зеркала» превзошло первоначальные скромные замыслы автора и превратилось в чествование кубинской культуры в целом.
В этой стенной росписи экспериментировали с техниками и материалами, никогда не использовавшимися ранее на Кубе. Традиционная живопись оказалась бы банальной, использовать керамику было бы слишком дорого. Проектировщик работ, Хайме Родригез Кунилл (Jaime Rodríguez Cunill), рассказал скульптору о новом материале, разработанном одной канадской компанией. Это был идеальный материал для обработки фасадов — измельченный камень, пропитанный акриловой смолой.
Андрес Каррильо начал перемешивать песок различных цветов до тех пор, пока не добился желаемых оттенков. Он исходил из четырех цветов: черного, охры, розовато-коричневого и бежа. Смешивая их в разных пропорциях он получил тринадцать разных оттенков.
Работы проводились в аудитории монастыря Сан-Франциско. Используя рисунки и старинные фотографии, все фигуры были прорисованы в нужном масштабе и покрыты песком. Делать это приходилось очень осторожно, так как даже один камешек, неаккуратно положенный в уголок глаза, уродовал всю фигуру в целом.
Всего получились 52 панели различных размеров, общей массой 400−500 килограммов. Чтобы закрепить их на стене, потребовались мощные деревянные леса.
Работы были полностью завершены лишь 27 декабря 2000 года.
Настенная роспись с Гаванской улицы Mercaderes стала известна по всему миру. Люди любуются ею, фотографируют, срисовывают копии.
Позже эта техника стала использоваться и в других фасадных работах, но это уже совсем другая история…