Ня, отаку.

В последнее время в крупных городах среди представителей молодежи на улицах можно наблюдать крайне странных субъектов. Несмотря на свой чудной вид они не похожи на надоевших всем эмо и готов. Как правило у этих людей совершенно дикий цвет волос (светло-голубой, например), яркая одежда, а еще у них может быть с собой не менее странный предмет, скажем, двухметровый обмотанный ветошью крест или какая-нибудь корзинка. Знающий человек сразу же заподозрит, что это коссплееры. Если же приблизившись к ним, мы слышим “ня”, или “десу”, сомнений быть не может – перед нами фанаты аниме.

Что такое аниме, спросите вы... Аниме – это специфический жанр анимации. Мультфильмы, проще говоря. Пришли они к нам с родины суши и самураев, то есть из Японии, и, несмотря на то, что в Европе и Америке сейчас уже делают нечто подобное, Япония и сейчас лидер по производству “настоящего”, “правильного” аниме. На самом деле, аниме это целая система субжанров анимации со своими канонами, которая вторглась на экраны со страниц японских комиксов - так называемая “манга” - и в Японии оно является значительной частью индустрии развлечений и статьей экспорта, как, например “мыльные оперы” где-нибудь в Бразилии. Одной из самых ярких отличительных черт аниме является манера рисовки персонажей, в особенности глаз. Глаза в аниме должны быть очень большими (что вы думали, у японцев тоже есть свои национальные комплексы), и, как правило, чем они больше, тем моложе персонаж. Цвет глаз, как и волос обычно определяет характер персонажа. Например, рыжие волосы - атрибут страстной натуры, а желтые часто подразумевают простодушие героя. Словом правил очень много, и, что важнее, их вполне можно нарушать.

Несмотря на то, что формально жанровая структура аниме ничем не ограничена. Это может быть и историческая драма, и комедия, и детектив, но, как правило, все же в нем присутствует элемент фантастики или мистики. Вероятно сказывается комиксное происхождение. В аниме например часто встречаются огромные боевые роботы и прочая махровая фантастика, однако хитрые японцы умудряются пропихнуть даже в такие произведения философию и тонкую психологию (как например в «Евангилионе»).

Большинство историй из аниме начинает свою на страницах комиксов в виде коротких историй и комикс стрипов. Такие истории обычно публикуют в черно-белых сборниках, так называемых «телефонных книгах». Наиболее популярные издают отдельной книгой. И только по самым успешным снимают аниме. Хотя встречаются исключения: к примеру «Ди, охотник на вампиров» с самого начала создавался как аниме. На примере «Тетради смерти» видно, что самые популярные истории, имеющие статус культовых могут так же воплощаться на киноэкране. Хотя удачным этот опыт не назовешь.

Для россиян, с детства привыкших к добрым беззубым мультгероям, к “Ну, погоди” и “Вини-пуху” несколько непривычно, что большая часть аниме в принципе не предназначена для детей, а значительная его часть детям категорически противопоказана. Первое знакомство со специфическими жанрами японской анимации, такими как “хентай” и “гуро” у многих вызывает культурный шок, что не может не забавлять. Не меньше радости может доставить взгляд японцев на европейскую культуру и религию. Судя по аниме, жители страны восходящего солнца уверены, что все католические священники носят с собой двенедцатимеллиметровые “Desert Eagle”, монашки одеваются как Жанна Фриске для своих клипов, а на службе у Папы Римского состоят вампиры и роботы.

Обыватели часто считают, что аниме бывает либо порнографическим, либо только про гигантских роботов. В общем, и целом так оно и есть. Эстетов раздражает скупая анимация и обилие стоп-кадров в этом жанре – оно и понятно, ведь при масштабах в которых японцы производят мультфильмы, подобная экономия неизбежна. Как бы то ни было, аниме уже давно стало частью современной культуры. Так например создатели кинотрилогии “Матрица” признавались, что черпали вдохновение в аниме “Призрак в доспехах”. Часто в современных фильмах можно видеть отсылки к аниме-драматургии и типичным изобразительным штампам Примеров можно привести множество. Центральное телевидение в том числе и в России охотно транслирует подобные мультфильмы. К слову, Черноземье является центром российского аниме-движения, а Воронеж его неофициальной столицей. Каждую весну там даже проводится фестиваль японской анимации (последний состоялся в этом мае). В особо запущенных случаях фанаты практикуют «косплей» - переодевание в героев любимых сериалов, именно об этом явлении говорится в начале данной статьи. У анимешников существуют свои специфические понятия и словечки и прочие инструменты самоидентификации. О популярности явления можно судить по его распространению в Интернете и в, частности, в рунете, где аниме давным давно выбралось за пределы тематических сайтов (примеры – пресловутый «ранний» bash.org или имиджборды). В итоге остается только выразить надежду, что увлечение аниме не пройдет как очередная мода и новые поколения россиян смогут познакомиться с этим уникальным культурным явлением.


Об авторе: Тимофеев Петр. Мичуринск



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: