Почему Лидия Николаевна Смирнова жонглировала мужчинами, как мячиками?

Сегодня, 25 июля, исполняется ровно год, как в Москве в возрасте 92 лет ушла из жизни замечательная русская актриса Лидия Николаевна Смирнова. Среди представительниц этой профессии такого уровня вряд ли найдется равная ей по числу романтических увлечений. Она была очень любвеобильная особа, притягивала красавцев и не очень симпатичных, гениев и обычных людей, как магнит. Тогда не в ходу были такие слова, как «сексуальность», «гламур», но то, что Смирнова была женщиной-вамп — вне всяких сомнений.

А начиналось все для маленькой Лидочки — хуже не придумаешь. Она родилась 13 февраля 1915 года в небольшом городке Мейзеленск, в Татарии. Ее родители были молоды, красивы, беззаботны. Особой привлекательностью отличался отец, полковой красавчик, смелый, отчаянный и коллекционирующий победы над женщинами. Яблоко от яблони недалеко падает?

Отец пропал, мать сошла с ума…

Но наступила революция, гражданская война, Сибирь бурлила. Отец влился в ряды колчаковских войск, но поставил не на ту карту. После одного из боев его, раненого, схватили красноармейцы. Когда через несколько суток белогвардейцы отбили этот населенный пункт, они не нашли своего полкового любимчика. Кто-то говорил, что красные расстреляли его во дворе тюрьмы, а тело закопали в каком-то овраге, другие не сомневались, что офицер вырвался и скрылся где-то в Хакасии. Но, как бы там ни было, родные и близкие больше его никогда не видели…

Острее всего на эту потерю прореагировала мама. Она буквально сошла с ума от горя. Приступы помутнения рассудка становились все чаще и чаще и, в конце концов, ее определили в дом для умалишенных. Но там она пробыла недолго — отсутствие хорошего питания и недостаток лекарств привели к тому, что она скончалась…

Девочку взяли ее родственники, но относились к ней, как к падчерице, без особой жалости. Да, ее кормили и поили, но особой нежности и ласки Лидочка не видела. И этот дефицит она пыталась восполнить тем, что постоянно крутилась на глазах у взрослых, пытаясь завоевать внимание. Она аккуратно запоминала стихи, чтобы при случае их прочитать, научилась танцевать, словом, делала все, надеясь на лишнюю похвалу, а может, даже и конфетку…

Время шло, Лида превратилась в красивую девушку, и после окончания школы поступила в промышленно-экономический техникум при Московском авиационном институте. Учебную практику она проходила в Главном управлении авиационной промышленности, где ей и предложили совмещать учебу и работу. А ведь помимо этого она успевала еще бегать на лекции в Московское городское театральное училище.

Маэстро не оценила

Как она все это успевала? «Молодая была, шустрая», — неизменно улыбалась, вспоминая то время Лидия Николаевна, — у меня, казалось по 25 часов в сутки было". Ее направили работать начальником статистического отдела на завод, но в театральном предстояли выпускные экзамены, так что девушка оказалась перед выбором: продолжать ли экономическую карьеру или же стать артисткой.

А тут еще первая любовь обрушилась со всей своей неотвратимостью. Дружила Лидочка со многими, была со всеми приветлива и вежлива, но эта «общественность» отталкивала парней, каждый считал, что он далеко не первый, а потому с серьезными намерениями никто и не подходил. Только симпатичный парень Сережа, который официально предложил Смирновой выйти за него замуж.

Лидия с радостью согласилась. Молодые отправились в свадебное путешествие в горы, потом сплавлялись на байдарках, словом, экстрима в медовый месяц было предостаточно. Юная жена не хотела раньше времени тревожить мужа сообщением о том, что выбор между экономистом и театром уже сделан. Она исподволь пыталась выяснить, как он к этому относится, и получила неожиданный ответ: отрицательно!

Но ее это только подстегнуло! Она пришла в группу знаменитого режиссера Александра Таирова, и с первого же дня ей начали поручать интересные роли. Стройная, открытая, очень раскованная девушка стала настоящей находкой. А вскоре ее пригласили в первый фильм «Моя любовь». Режиссер Владимир Корш-Саблин предложил Смирновой роль Шурочки, девушки, которая усыновила чужого ребенка, который оказался неким препятствием для устройства личной жизни, так как далеко не все потенциальные женихи готовы воспитывать малыша.

Ирония судьбы — во время съемок фильма она уже носила под сердцем своего малыша. Съемки затянулись, ей предложили сделать аборт. После него Лидия на всю жизнь лишилась возможности родить ребенка…

Фильм вышел на экраны в 1940 году, и сразу стал популярным. А в жизнь Смирновой ворвался автор музыки к фильму — молодой ленинградский композитор Исаак Дунаевский. Маэстро знать ничего не хотел, что Лидочка замужем, он ежедневно слал из Ленинграда в Москву несколько писем и телеграмм, объясняясь в любви и подталкивая актрису к разрыву с мужем. У них были тайные встречи, охапки цветов, недорогие подарки — все атрибуты романа. Словом, молодая женщина наслаждалась вниманием.

Неизвестно, чем бы окончился этот любовный треугольник, но Гитлер напал на СССР. Сергей Добрушин записался в ополчение. Уходя на защиту Москвы, он признался жене: «Если не убьют, вернусь только в одном случае, если не буду изувеченным. Жизнь тебе ломать не хочу…»

С этим и пропал. Никто не мог толком сказать, жив ли, ранен, погиб? Ситуация с отцом повторилась почти один в один. Но Лидочке, в отличие от матери, муж не застилал весь белый свет. Она сумела удержаться…

У кого яиц больше?

Впрочем, ей некогда было замыкаться в своем горе. Киностудию «Мосфильм», где работала Смирнова, эвакуировали в Алма-Ату, где артисты приступили к съемкам фильма «Она защищает Родину». В актрису влюбились сразу две знаменитости: режиссер Фридрих Эрмлер и оператор Владимир Рапопорт, лауреаты Госпремии. 95% нынешних начинающих актрис наверняка бы выбрали режиссера. Но все решили… яйца.

Актрисы, не получавшие лауреатских пайков, голодали, и однажды в комнату, в которой жили Вера Марецкая и Лидия Смирнова, постучали. На пороге стоял Эрмлер, который принес «гуманитарную помощь» — два яйца. Только он об этом объявил, как в комнату вбежал Рапопорт. У него в руках был весь паек — 50 яиц. Он молча сложил их на стол и ушел. Уязвленный Эрмлер остался, чтобы тут же услышать от язвительной Марецкой фразу, сказанную Смирновой: «И ты еще думаешь? Тот так и будет всю жизнь носить по два яйца всмятку, а этот отдаст все, что имеет»…

Чуть позже Смирнова едва не умерла от тифа. Ее спас Рапопорт, который ходил за ней, как мама и папа вместе взятые, учил ходить, оберегал от всего. Так как от Добрушина сведений так и не было, Лидия Николаевна дала согласие выйти замуж за Владимира. Но всю жизнь ее не отпускало ощущение, что Сергей где-то рядом, он постоянно за ней наблюдает. Возможно, так и было: увидев жену замужем за другим, он решил не мешать их счастью. Во всяком случае, он никогда к ней так и не подошел. А может быть, действительно, был убит под Москвой…

Об этом времени остался чудесный фильм «Парень из нашего города», где Лидия Смирнова блестяще сыграла роль Вареньки. Но каково ей было исполнять сцену встречи в госпитале? Ей, которая своего мужа так и не встретила…

Она любила по-настоящему…

Что получит от этого брака Рапопорт? Постоянную головную боль, потому что его женщина по-прежнему охотно отвечала на ухаживания других мужчин, но какие бы у нее не были увлечения, она всегда возвращалась домой. И хотя, казалось, что очередная новая любовь выжгла у Лидии всю душу, но она находила в себе силы улыбаться Рапопорту и делать вид, что ничего серьезного не произошло.

Всякий ли муж такое выдержит? Очень сомневаюсь. Но поэтому Лидия Николаевна так и ценила Владимира. И когда муж тяжело заболел, она за ним ухаживала не менее преданно, чем когда-то он, в Алма-Ате. И вместо отведенных ему врачами трех лет жизни, он прожил тринадцать!

Но, повторюсь, это не мешало ей «коллекционировать» мужчин, Михаил Калатозов, Константин Воинов, некоторые другие менее известные личности. Каждый из них мечтал, что Лидия будет любить только их. Но как они просчитались…

У нее было не так много ролей, но все яркие, запоминающиеся. Лично мне больше всего понравилась роль романтической продавщицы Дуськи в «Деревенском детективе», где под ее чары едва не попадает серьезный участковый Анискин…

А в конце своей жизни Лидия Николаевна изложила всю свою судьбу в книге «Моя любовь». Говорят, многие седовласые мэтры, после того, как вышла книга, долго не могли успокоиться: «Зачем же так откровенно?»…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: