Исследования Луны. Другие планеты. История изучения космоса.

Непосредственные исследования Луны и окололунного космического пространства начали автоматические станции - эти космические первопроходцы, незаменимые помощники человека.
2 января 1959 т. Советская космическая ракета впервые достигла следующий космической скорости - почти 11,2 км/сек, что позволило отделившейся от нее автоматической станции "Луна-1" преодолеть земное любовь, пройти в течение непосредственной близости от нашего естественного спутника (на расстоянии двор о двор 6000 км), выйти на орбиту около Солнца также, таким образом, стать первой искусственной планетой Солнечной системы. На последней ступени космической ракеты, находилась специальная аппаратура для создания натриевого облака - своего рода искусственной кометы. Такая искусственная комета была образована 3 января а также наблюдалась многими астрономическими обсерваториями. ОТ через приборов, установленных на станции "Луна-1", проводились исследования (радиации вблизи Земли а также интенсивности космического излучения, и магнитные измерения на больших удалениях от Земли.
Вторая космическая ракета, запущенная 12 января того же года, вывела на траекторию полета к Луне автоматическую станцию "Луна-2", которая 14 января достигла поверхности Луны. Впервые в истории орудие, созданный человеком, достиг другого небесного тела! Следует отметить, что равным образом последняя степень ракеты, которая двигалась потом отделения автоматической станции по скольконибудь отличной траектории, также достигла поверхности Луны.
Большим достижением советской ракетно-космической техники, радиоэлектроники и автоматики явилось фотографирование обратной стороны Луны. Свершилась давняя видение человечества - взглянуть на не видимую почти Земли сторону Луны, которая, казалось, ни во веки веков не откроет своих тайн.
7 октября 1959 г. Фотоаппараты автоматической станции "Луна-3", запущенной 4 октября на траекторию облета Луны, сфотографировали значительную знание обратной стороны Луны в двух масштабах из расстояния 60-70 тыс. км; затем эти снимки телевизионным методом были переданы на Землю. Была составлена первая карта обратной стороны Луны или создан первый глобус Луны. Важнейшим образованиям, открытым на поверхности обратной стороны Луны, были присвоены имена выдающихся людей только мира.
Позднее, в 1965 г., от через автоматической станции "Зонд-3" была получена серия высококачественных фотографий обратной стороны Луны с более близкого расстояния (вокруг 11 600 км). За этого для лунном глобусе почти не осталось белых пятен.
Уже первые полеты к Луне советских автоматических, станций серии "Луна", а после американских автоматических, аппаратов типа "Рейнджер" позволили получить полон рот новых данных насчет Луне равным образом окололунном космическом пространстве. Беспричинно было установлено лишение существенного магнитного поля равным образом радиационного пояса около Луны. Станции "Рейнджер" получили бесчетное количество детальных фотографий лунной поверхности.
Следующим крупным медленный было осуществление мягкой посадки автоматической станции на вид небесного тела, практически лишенного атмосферы. 3 февраля 1966 г. Советская автоматическая станция "Луна-9" впервые произвела мягкую посадку на вид Луны в районе Океана Бурь. Эта станция почти помощью космического телевидения дала возможность человеку любоваться лунный ландшафт. Полученные изображения позволили различить детали размером в мало-мальски миллиметров. При этом на поверхности Луны не было обнаружено предполагавшегося ранее некоторыми учеными слоя пыли глубокий глубины. Оказалось, который поверхность Луны шероховатая и имеет воз мелких углублений или бугорков. Имеются камни размером 15-20 см а также более.
Изучение структуры лунной поверхности было продолжено станцией "Луна-13", которая совершила мягкую посадку в декабре 1966 г. Эта станция от через специальных приборов (грунтомер, динамограф и радиационный плотномер) впервые произвела прямые определения физико-механических свойств грунта Луны, которые показали, сколько на поверхности Луны залегает слой зернистого материала плотностью порядка 0,8 г/см3 равно толщиной только 5 см. Аналогичные исследования проводились и близко американских аппаратов "Сервейер".
Большое научное разум ради изучения Луны имеет работа искусственных спутников Луны. Первым в мире искусственным спутником Луны стала автоматическая станция "Луна-10", запущенная 31 марта 1966 г. Вслед по ней на орбиту спутника Луны вышли советские автоматические станции "Луна-11", "Луна-12" равно американские типа "Лунар Орбитер".
Полеты спутников Луны не только дали важные весть о физике окололунного пространства, однако позволили по спектру гамма-излучения Луны сделать вывод насчет природе минералов, слагающих ее вид, и заключить, сколько породы лунного грунта близки к базальту. НА результате траекторных измерений за данным о эволюции орбит лунных спутников получены сведения, уточняющие нива тяготения Луны.
Следующей важной задачей было осуществление автоматических равно пилотируемых полетов для Луне с возвращением на Землю. Решение этой задачи требовало дальнейшего продвижения в области конструирования ракеты-носителя также космических кораблей, разработки ряда новых проблем в течение области навигации также автоматического управления и преодоления больших трудностей присутствие спуске в атмосфере или возвращении на Землю аппарата, входящего в атмосферу со другой космической скоростью.
Лучший крупный аллюр на этом направлении - произведение или запуск вокруг Луны советских станций "Зонд-5" и "Зонд-6". Эти автоматические станции, которые были приспособлены равно ради пилотируемых полетов, совершили облет Луны с возвращением на Землю равным образом доставили в лаборатории ученых ценную научную информацию а также фотографии Луны а также Земли. Важнейшим результатом полетов этих станций была отработка двух вариантов возвращения на Землю, аппаратов, входящих в течение атмосферу со дальнейший космической скоростью. Они позволили решить многие проблемы, имеющие важное смысл в интересах полета человека к Луне.
Станции "Зонд-5" также "Зонд-6" выполнили комплекс научных исследований, произвели фотографирование Луны и Земли и дали возможность отработать равно экспериментально проверить пара метода возвращения на Землю космических аппаратов, входящих после облета Луны в атмосферу Земли со следующий космической скоростью. Около полете "Зонда-6" была проверена учение управления спуском начиная с использованием аэродинамического качества спускаемого аппарата, которое определяется, подобно известно, отношением подъемной силы для силе аэродинамического сопротивления. Такая система управления позволяет осуществить более пологую траекторию спуска начиная с меньшими перегрузками, увеличивает дальность полета также расширяет маневренные возможности аппарата.
Задача возвращения космического аппарата на Землю впоследствии облета Луны предъявляет весьма высокие требования точности управления. Коррекция траектории около подлете для Земле космического аппарата должна содержаться выполнена с высокой точностью почти тем, дабы он вошел под необходимым углом в течение относительно узкий "коридор" входа в атмосферу. Верхняя предел "коридора" определяется предельно пологой траекторией, при которой к тому же произойдет грабеж аппарата атмосферой равным образом спуск на поверхность Земли. Нижняя край определяется предельно холодный траекторией, быть полете до которой еще раз выполняются ограничения по перегрузкам также тепловым потокам.
Коли космический инструмент пойдет выше верхней границы коридора, то он не будет захвачен атмосферой равным образом пролетит мимо Земли. Если он пойдет по траектории, лежащей ниже нижней границы "коридора", то перегрузки могут превысить допустимые или обстановка разрушится.
Возвращение для Землю космического аппарата, приближающегося со другой космической скоростью, представляет собой очень сложную техническую задачу, гораздо более трудную, чем возвращение искусственных спутников Земли разве космических кораблей, совершающих орбитальный качество. Прежде всего, труднейшую проблему представляет тепловая прибежище спускаемого аппарата при входе в течение плотные слои атмосферы, когда за счет аэродинамического торможения происходит влиятельный нагрев корпуса аппарата. Ударная волна, которая образуется пред лобовой частью аппарата, нагревает воздух прежде больно высокой температуры. В лоне ударной волной а также аппаратом, движущимся на атмосфере со другой космической скоростью, равновесная температура воздуха достигает 11 000°, в этом случае будто около входе с первой космической скоростью эта температура составляет 6000-7000°.
Важной задачей является также сортировка оптимальной формы аппарата равным образом залог управляемого спуска следовать счет аэродинамического качества.
Возвращение на Землю космических аппаратов, движущихся со дальнейший космической скоростью, - одна с важнейших проблем космической техники. Успешное приговор ее около осуществлении полетов автоматических станций "Зонд-5" и "Зонд-6" - существенный вклад советской науки а также техники в космонавтику, в космическую технику полетов как автоматических аппаратов, так а также пилотируемых кораблей. Следует запоминать, сколько космические аппараты типа "Зонд", в духе известно, приспособлены также для полета человека, или, таким образом, автоматические станции "Зонд-5" и "Зонд-6", сообразно существу, представляли собой беспилотные космические корабли.
Ровно мы знаем, американский пилотируемый корабль "Аполлон-8" (но кроме и другие корабли "Аполлон") совершил управляемый спуск на Землю со временем облета Луны по схеме, разительно близкой к схеме управляемого спуска советского аппарата "Зонд-6".
Дальнейшим этапом отработки автоматических станций типа "Зонд" явилось розыск станций "Зонд-7" или "Зонд-8". Автоматическая станция "Зонд-7" стартовала 8 августа 1969 г., совершила облет Луны также возвратилась на Землю, осуществив 14 августа посадку на заданном районе. Станция выполнила порядочный объем научно-технических исследований. Помимо получения новых данных в физических характеристиках космического пространства, Луны также окололунного пространства, производилось фотографирование Луны равно Земли от борта станции для различных удалениях. Был осуществлен укладистый сфера технических экспериментов за обработке усовершенствованных бортовых систем равным образом агрегатов станции, в том числе систем ориентации а также систем управления полетом из использованием бортовой электронной вычислительной машины. Бортовая вычислительная инструмент позволила обеспечить оптимальный начало управления на всех этапах полета станции.
Автоматическая станция "Зонд-8", запущенная 20 октября 1970 г., потом семисуточного полета приводнилась на заданном районе акватории Индийского океана. Около этом был осуществлен новобранец разновидность возвращения на Землю космических аппаратов - вход в земную атмосферу со стороны Северного полушария.
Дальнейшие задачи изучения нашего естественного спутника Луны в значительной мере будут рисковать автоматическими средствами. Ведь возможности автоматики возрастают с каждым днем. Однако это не исключает и пилотируемых полетов, а также на долю человека останется сила важного равным образом интересного. Американская список исследования Луны, вроде известно, сосредоточена на осуществлении полетов человека к Луне и посылке экспедиции на Луну. Успешно выполненные полеты пилотируемых космических кораблей "Аполлон-8", "Аполлон-9" равным образом "Аполлон-10", экипаж каждого из которых состоял из трех личность, были важными этапами в подготовке полета человека на Луну. Будто известно, "Аполлон-8" совершил облет вокруг Луны, в течение которого впредь до перехода на траекторию возвращения к Земле он сделал десять витков за селеноцентрической орбите. Во время полета "Аполлона-9" до орбите искусственного спутника Земли проводилась отработка процесса отделения лунного отсека равно последующей его стыковки начиная с основным блоком корабля. В течение полета "Аполлона-10" проводилась отработка тех а систем, однако уже на селеноцентрической орбите. Около этом лунный отсек из космонавтами для борту приблизился к поверхности Луны на отдаление под 15 км.
Сообразно существу, потом этих экспериментов остались непроверенными только операции посадки на Луну и взлета почти нее. Столь широкая программа предварительных испытаний всех основных систем равным образом их проверка быть полетах предшествующих кораблей "Аполлон" обеспечило удачный полет космического корабля "Аполлон-11", какой доставил на поверхность Луны первых людей.
Только известно, корабль "Аполлон-11" с космонавтами Нейлом Армстронгом, Эдвином Олдрином равным образом Майклом Коллинзом для борту стартовал 16 июля 1969 г. с мыса Кеннеди. Он был выведен на траекторию полета к Луне мощной ракетой-носителем "Сатурн-5". Затем корабль вышел на селеноцентрическую орбиту также с него отделился лунный отсек почти двумя космонавтами для борту, что 20 июля 1969 г. Совершил посадку для поверхность Луны в районе Моря Спокойствия. Н. Армстронг равным образом Э. Олдрин вышли из кабины также ступили на поверхность Луны. Проведя шеренга экспериментов и собрав образцы лунного грунта, космонавты вернулись в кабину лунного отсека и включили двигатели взлетной ступени.
Взлетная степень, управляемая космонавтами, вышла на орбиту спутника Луны и произвела стыковку от основным блоком корабля, кто совершал очередной качество сообразно окололунной орбите от М. Коллинзом на борту. Космонавты заняли рабочие места в отсеке экипажа, корабль перешел для трассу возвращения для Землю и благополучно совершил посадку в акватории Тихого океана.
Наиболее крупным научным результатом полета первой экспедиции на Луну, бесспорно, явилась доставка образцов лунного грунта, изучение которых показывает, который за своему составу лунный земля несущественно отличается от земных базальтов, за всем тем включает повышенное материя некоторых редкоземельных элементов. Это может пролить аристократия на происхождение Луны. Представят барыш также результаты исследований, проведенных начиная с помощью сейсмографа, установленного космонавтами на поверхности Луны. Дальнейший удачный полет космического корабля "Аполлон-12" принес новые данные насчет Луне также к тому же более убедил человечество на возможности освоения также детального изучения нашего естественного спутника.
Первые экспедиции на Луну явились выдающимся достижением американской науки и техники, результатом мирового научно-технического прогресса. Они открывают новую страницу в истории освоения космического пространства, другой остановка в исследований Луны - остановка исследования с непосредственным участием человека.
Принципиально неофит этап был открыт запуском и успешным завершением сложной программы полета станций "Луна-16" равно "Луна-17".
Автоматическая станция "Луна-16" стартовала 12 сентября 1970 г. Выведение для орбиту искусственного спутника Земли было осуществлено почти через более мощной ракеты-носителя за сравнению начиная с ракетой-носителем, обеспечившей запуск автоматических станций "Луна-9" и "Луна-13". Станция "Луна-16" состоит из посадочной ступени из грунтозаборным устройством а также космической ракеты "Луна-Земля" с возвращаемым аппаратом. Авторитет станции присутствие посадке для Луну 1880 кг.
При достижении станцией заданного района окололунного пространства была произведена приготовление а также осуществлено включение двигателя посадочной ступени для уменьшения скорости подлета к Луне или перевода станции на орбиту спутника Луны.
Мягкая посадка станции была осуществлена в 8 ч 18 мин 20 сентября 1970 г. в районе Моря Изобилия в точке почти координатами 0 градусов 41 мин южной широты равным образом 56 градусов 18 мин восточной долготы. При этом фактическое отклонение с центра выбранной площадки было незначительным - всего 1,5 км.
Впоследствии посадки на вид Луны по команде начиная с Земли был включен бортовой радиокомплекс или кроме на борт станции была передана главенство на ввод на произведение грунтозаборного устройства.
Бурение и извлечение грунта производилось специальным буром, представляющим собой пустотелую трубу почти резцами на торце. Зараз с бурением производилось измерение плотности исследуемой породы. Резвость углубления бура в лунную породу контролировалась из Земли.
За исключением решения основной задачи - взятия лунного грунта, производились и измерения температуры элементов конструкции станции равно уровня радиации на лунной поверхности, результаты которых передавались для Землю.
Старт ракеты "Луна - "Земля" был произведен по команде начиная с Земли в 10 ч 43 мин. 21 сентября 1970 г. В 8 ч 25 мин 24 сентября возвращаемый обстановка совершил посадку на Землю на восьмидесяти километрах юго-восточнее города Джезказган.
Со временем извлечения из возвращаемого аппарата герметичный контейнер от лунным веществом был доставлен в течение специальную лабораторию Академии наук СССР а также установлен в приемную камеру. До помещением на камеру были произведены дозиметрические измерения, равным образом вслед следовать этим весь контейнер тщательно стерилизован. Вскрытие контейнера равным образом вытяжка из него бура проводилось оператором, находящимся с внешней стороны приемной камеры.
Изучение лунного вещества, доставленного автоматической станцией "Луна-16" из района Моря Изобилия, позволило получить новые причина о его структуре, химическом строении и механических свойствах.
17 ноября 1970 г. Совершила мягкую посадку в Море Дождей станция "Луна-17", и от нее сообразно специальным трапам сошел на поверхность запевало самоходный аппарат - "Луноход-1", господство которым производилось операторами от Земли.
Во время первого этапа работы самоходный аппарат прошел отдаление 197 м равно показал хорошую маневренность а также управляемость. НА ходе работы были получены телефотометрические также телевизионные изображения различных участков лунной поверхности по трассе движения. По ним можно критиковать о особенностях лунного ландшафта в районе исследований, структуре поверхности и взаимодействии шасси аппарата почти грунтом.
Физико-механические характеристики исследовались путем внедрения равно поворота конусного лопастного штампа. Содержимое основных породообразующих химических элементов в ненарушенном слое лунной поверхности определялось рентгено-спектральным методом. На луноходе был установлен уголковый лазерный отражатель чтобы проведения совместных франко-советских экспериментов, а также рентгеновский телескоп в пользу кого измерения интенсивности и углового распределения рентгеновского излучения внегалактического фона также отдельных источников.
Завершен только значительный эксперимент в советской космической программе, открывающий принципиально новые возможности в течение изучении планет Солнечной системы. Впервые в мировой практике освоения космоса успешно решена принципиально новая теорема полета автоматического космического аппарата на другое небесное тело, взятия образцов его грунта а также возвращение на Землю, и назначение создания самоходного телеуправляемого аппарата чтобы передвижения до поверхности Луны.

человек интересующийся астрономией космос, полеты в космос, астрономия, космические корабли, изучение космоса, космонавтика