Актуальная проблема психологии решена ?

Жанр – короткое сообщение.

Область исследования: общая, социальная, политическая, экспериментальная психология, психология управления и программирования.

Аннотация. Сама представляемая в настоящей статье работа – есть поэтапный процесс постижения нового знания, "от простого – к сложному ", все углубляющееся проникновение в процессы (психологические конструкты) акта восприятия значимого объекта. Психологический детерминизм, причинно-следственные отношения, комплементарность – краеугольные камни исследования. Самим ходом исследования естественно предлагается ряд гипотез и потенциально-реальных рабочих теорий, обоснованных с помощью уже признанных научными аргументов и фактов. Особенность методики исследования – в ее не совсем привычной форме, - специфическом методе мысленного эксперимента с элементами математического моделирования. Некоторые психологи-исследователи за рубежом называют подобный метод ex post facto.[1] Результаты исследований, как это представляет автор работы, имеют достаточно широкий спектр своей значимости как в теоретико-эмпирическом, так и прикладном плане.

I.Введение

Перед психологией, как и перед каждой самодостаточной научной дисциплиной, не без оснований претендующей на категорию "наука ", стояла ( "Но теперь уже не стоит? " - Вопрос, как вы понимаете, - не ко мне.) актуальная проблема по установлению фундаментальных, закономерных и устойчивых причинно-следственных связей (в статусе законов) и разработке на этой базе теорий и концепций, с высокой (равно - статистической) степенью достоверности описывающих и объясняющих соответствующие свойства и качества объекта науки - в рамках собственного категориального поля и соответствующих ему понятий. А также позволяющих предсказывать появление у этого объекта новых свойств и качеств, возникновение принципиально новых объектов, а также прогнозирование событий, процессов и состояний внутреннего и внешнего порядка, связанных как с данным конкретным объектом, так и при взаимодействии данного объекта с многообразным количеством ему подобных и отличных от него других объектов.

Представляемая в настоящей статье исследовательская работа однозначно (в рамках собственной парадигмы) дает ответы на обозначенную и некоторые другие проблемы, как психологии, так и ряда других направлений научного знания, приблизить само научное знание к истине.[2]

Динамику и классическую парадигму развития и становления науки в качестве таковой можно обозначить в виде следующего постулата: "От описания – к закономерностям. От закономерностей – к установлению детерминистских связей. От детерминистских связей – к гипотезе. От гипотезы – к обоснованной теории. От теории – к законам в классическом их понимании и представлении. От теории и законов – к единству теории и практики ". Ведь именно такая принципиальная схема становления и развития науки, связывающая причину со следствием, теорию – с практикой и позволяет нам уверенно говорить о науке как таковой. И если обозначить словом (вербализировать) сам принципиальный конструкт данной проблемы в области психологии, то речь будет идти о комплементарном взаимоотношении и взаимодействии материального и психического.

Данный подход и данная парадигма свойственна и реализована как в теории, так и на практике у ряда точных и естественных наук, таких как математика, физика, химия, физиология и т.д. И психология здесь не может и не должна быть представлена только известными законами психофизики.

Эта фундаментальная проблема психологии достаточно выразительно обозначена рядом ее представителей, включая классиков. Так, известный американский психолог У.Джеймс (Джемс, James, 1842-1910) писал: "Психология как отрасль естествознания рассматривает вещи таким же частным (односторонним) и условным образом. В дополнение к "материальному миру " со всеми его определениями, принимаемыми прочими естественными науками, психология также признает особые, свои собственные данные и представляет более развитым отраслям философии исследовать их окончательное значение и истинность ". [5, с. 4] "… Подобно всем наукам, психология, претендуя на звание науки, должна постулировать полнейший детерминизм относительно фактов, подлежащих ее рассмотрению, а вместе с тем она должна изъять из своего ведения явления свободной воли, даже если бы эта сила и существовала в действительности ". [Там же, с. 258]

С.Л. Рубинштейн (1889-1960) в одном из своих фундаментальных трудов "Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений" (1957, М.) сформулировал и представил не только не потерявшую актуальность и ныне, но и обозначившуюся сегодня в качестве глобального уровня проблему "о зависимости психического от материальных условий…, об управляемости психических процессов ", когда "решение вопроса о зависимости того или иного протекания психических процессов от объективных условий определяет пути формирования, направленного изменения, воспитания психики людей ". [7, с. 3] И далее у него же мы находим: "Подлинно жизненной наукой психология может быть только когда она сумеет, не исключая и анатомического изучения ощущений, чувств и т.п., психологически анализировать жизненные явления, оперируя такими нефункциональными "единицами " психического. Только таким образом можно, в частности, построить идеально жизненное учение о мотивации, составляющее основное ядро психологии личности ". [8а, т. 1, с.44]

О злободневном характере данной проблемы заявляют и наши современники (и соотечественники), официально представляющие саму научную дисциплину в России: "На общем методологическом уровне социально-психологической теории психологическое воздействие выступает в качестве системообразующей категории психологии, которая во многом определяет целевую перспективу (т.е. поиск законов управления психическими явлениями) и прикладной потенциал, общественное лицо этой науки, обусловленное реальной дееспособностью выявленных в ней законов и концепций, их применимостью в социальной практике. На более конкретном уровне методологического обобщения именно категория психологического воздействия и должна представлять собой основное понятие отсутствующей пока в отечественной науке прикладной методологии. Предназначение последней – перекинуть надежный мост между социально-психологической наукой и социальной практикой, воссоединить абстрактную научную мысль и живую человеческую реальность в целях научно обоснованного управления ею ". [13, с. 279] … "Цель науки состоит в установлении универсальных законов путем обобщения данных, полученных в процессе наблюдения. Заимствованные из естествознания, эти представления были распространены и на социальную психологию, задачу которой также видят в обнаружении общих каузальных связей между психологическими параметрами социального поведения. С пониманием принципов социальной интеракции связывают возможность прогнозирования социально-психологических процессов и управления ими ". [Там же, с. 327, 328]

Аналогичная позиция относительно обозначенной проблемы просматривается и у наших зарубежных коллег: "Мы не компьютеры, которые прямо и механически отвечают на стимулы окружающей среды. Мы сложные создания, которые воспринимают, а иногда и искажают информацию из внешней среды. … Хотя поведение людей сложно и не является автоматическим, его все-таки можно постичь ". (Elliot Aronson, Timothy Wilson, Robin M. Akert) [15, с. 51]

Безусловно, что приведенная выше информация относительно актуальности одной из ключевых проблем психологии как фундаментальной науки из категории "естественных "– лишь только небольшая ее часть.

Следует также обратить внимание читателей на то, что, несмотря на всю серьезность и сложность проблематики, о которой автор заявляет уже самой темой исследования, - подготовленная к печати полная версия материалов исследования, рассчитана на достаточно широкий круг читателей, не ограниченный исключительно рамками профессионалов и специалистов, представляющих как теорию, так и практику, - и не только исключительно научной дисциплины "психология ".

Автор представляемой работы взял на себя большую ответственность и представил возможность широкому кругу читателей всесторонне оценить результаты своей многолетней исследовательской деятельности по поиску решения обозначенной проблемы. Насколько ему это удалось, - судить вам, уважаемые читатели.

II.Методика

Приступая в исследовании к рассмотрению взаимосвязей и взаимодействия психического и материального, в самой работе (во введении) автор представляет следующее умозаключение, что согласно логике вещей адекватные объективным внешним и внутренним условиям психические процессы в центральной нервной системе индивида, связанные с актами восприятия, идентификации, опознания, в свою очередь, предопределяют адекватную таким условиям его (индивида) мотивацию. И далее, - его (индивида, сообщества индивидов) последующую предметную деятельность, выбор приемлемых для него средств такой деятельности и ее направленность на конкретный объект (цель). Далее следуют: сравнение результатов совершенной деятельности с ее ранее созданной в сознании идеальной программой-представлением и в случае их расхождения – ее необходимая корректировка.[3]

Возвращение к данному конструкту, его подробное рассмотрение и попытка подойти определенным образом к его разрешению в представляемой работе, предполагают вызов к ней естественный и широкий интерес научного сообщества, заинтересованных общественных организаций, государственных структур и простых граждан. Очевидно, что обозначенная таким образом стратегия данного исследования и полученные в его ходе результаты могут претендовать на оценку как имеющие принципиальное значение при анализе и планировании устройства жизненного пути как для отдельно взятого индивида, так и общества в целом.[4]

То есть, в данном случае, мы имеем право с достаточной долей уверенности предполагать право на существование следующей аксиомы.

Первое. Соответствующая степень объективности (адекватности) комплекса начальных (или первичных в пространственно-временных координатах) психических процессов, состояний центральной нервной системы и психологических новообразований у конкретного индивида - представляют идеальную сторону объективной реальности, собственно определенную первопричину, существующую в сфере идеального. Второе. Одновременно индивид является субъектом и объектом комплексного, динамичного и наполненного определенным качеством многоуровневого бытия, - в том числе по отношению к воспринятому им прошлому, воспринимаемому настоящему и планируемому им будущему, всеобщему и частному бытию. И здесь "первое " предопределяет уже в качестве объективной реалии материального мира индивидуальный аспект "второго " - сегодняшнее и более или менее отдаленное завтрашнее (т.е. будущее) бытие самого субъекта (группы, общества в целом). Естественно и очевидно, что оба здесь сущих объекта – "первое " и "второе " находятся в комплементарной зависимости друг от друга.

Основная цель настоящего исследования посвящена углубленному изучению психологического содержания этого постулата, механизмов его формирования и действия в сфере психического и материальном мире.[5] Очевидно так же, что в приведенном выше утверждении заключена не только исключительно научная, в рамках и понятиях психологии, но и социальная значимость данного объективного процесса, безусловно, содержащего в себе более широкий аспект и носящего выраженный глобальный характер.

Именно, исходя из этих принципиальных и объективных положений процесса познания, автор и старался подходить к рассмотрению обозначенных в настоящем исследовании задач и целей.

Представленный в настоящей работе целостный процесс исследования принципиально будет построен на методе мысленного эксперимента. Однако автор выражает уверенность в том, что по ходу исследования читатели – как непосредственные его участники, смогут убедиться в том, что это будет не совсем только мысленный эксперимент в его классическом понимании и виде, а нечто иное.

Профессор А.П. Шептулин об использовании метода мысленного эксперимента в научном исследовании высказывается следующим образом: "Для обоснования гипотезы широко используется мысленный эксперимент, представляющий собой создание таких комбинаций из мысленных образов, которые позволяют выделить процесс в чистом виде и уяснить сущность исследуемого явления. Ситуация, создаваемая посредством мысленного эксперимента, как правило, практически неосуществима, однако она отражает (правда в идеализированной форме) определенные свойства и связи действительности ". [10, c. 299]

Р. Солсо, Х. Джонсон, К. Бил применяют термин "психологический эксперимент " в отношении исследования причинно-следственных связей, в которых исследователь управляет (манипулирует) по крайней мере, хотя бы одной переменной. [9, c. 46]

В свою очередь Elliot Aronson, Timothy Wilson, Robin M. Akert высказывают следующую точку зрения относительно путей продвижения к новому знанию. – "Теория не единственный способ получить новую гипотезу в социальной психологии. Довольно часто ученые наблюдают любопытный и интересный феномен в повседневной жизни. Затем исследователи строят теорию о том, почему этот феномен происходит, и придумывают исследование чтобы проверить, не правы ли они ". [15, с. 56]

В представляемой работе мы можем найти все упомянутые выше принципы и методы научного исследования.

По ходу исследования затрагиваются и ряд других (по большому счету потенциально вполне претендующих на категорию "самостоятельных ") направлений и частных моментов, в той или иной степени относящихся к основной теме исследования и, так или иначе, связанных с процессами восприятия и идентификации объектов, явлений, событий, видов деятельности. Тем не менее, основная тема, раскрываемая всем ходом настоящего научного исследования, обозначена автором как:

"Установление устойчивой системы взаимоотношений с причинно-следственной связью [психологического детерминизма], объективирующейся в акте восприятия и идентификации адекватной психикой субъекта в качестве "значимых ": объектов, явлений, событий и видов деятельности внешнего и внутреннего мира субъекта. Законы системы ".[6]

В рамках обозначенной темы в той или иной степени будут затронуты и рассмотрены следующие разделы (направления) исследования:

а) факты, формы проявления и содержание психологического детерминизма в актах восприятия и идентификации субъектом в качестве "значимого " – объекта (явления, события, вида деятельности);

б) законы психологии восприятия и идентификации (сравнения) "значимого " (объекта, явления, события, вида деятельности), формирования психических постпроцессов, постсостояний и последующей (в контексте данного акта восприятия, идентификации) постдеятельности субъекта актов восприятия и идентификации "значимого ";[7]

в) феномен "парадокса Эдипа " в свете действия законов восприятия и идентификации в качестве "значимого " (объекта, явления, события, вида деятельности);

г) условия и принципы "программирования " психических постпроцессов, постсостояний и постдеятельности субъекта актов восприятия и идентификации в качестве "значимого " (объекта, явления, события, вида деятельности), "измененное состояние сознания " субъекта;

д) действие законов восприятия и идентификации "значимого " (объекта, явления, события, вида деятельности) в реальной жизни;

е) социально-психологический феномен "службы знакомств " в свете действия психологических законов восприятия и идентификации в качестве "значимого " (объекта, явления, события, вида деятельности), замкнутая ( "кольцевая ") психологическая система "усиления " психической энергии;

ё) результаты настоящих исследований – как теоретико-эмпирическое обоснование для инноваций в практике: создания и внедрения энерго-, ресурсосберегающих психосоциальных технологий.

Научный подход к сущности рассматриваемых в исследовании явлений выстраивается на основополагающих принципах диалектики, логики, примата исторического и объективного, включая и само научное знание, - над субъективным, гипотетическим.[8]

Доктор философских наук, профессор А.П. Шептулин, ссылаясь на И.Д. Андреева, выделяет десять таких основных диалектических принципов: объективность рассмотрения, всесторонность рассмотрения, рассмотрение предмета исследования в его движении и развитии, единство исторического и логического, рассмотрение вещи (явления, события) как единства и борьбы противоположностей, единство анализа и синтеза, бесконечного прогрессивного развития человеческого знания, диалектического отрицания, единства формы и содержания, перехода количественных изменений в качественные.[9] [10, с. 85,86]

Доказательный принцип (в т.ч. и принцип верификации) в отношении сущности исследуемых в настоящей работе явлений, будет опираться на данные, уже признанные наукой в качестве объективных.[10] Последние, в форме теорий, концепций, результатов уже выполненных исследований, практических экспериментов, статистических данных, - будут представлены как выдержки из публикаций в отечественных научных и научно-популярных изданиях (включая переводы ряда работ зарубежных авторов). Они систематизированы автором в соответствии с порядком построения и естественным ходом самого исследования.

Непосредственно сами этапы исследования будут строиться путем создания автором и представления сознанию читателя некоторых идеальных (но вполне потенциально реальных в материальном мире) ситуаций исследования, последовательного их наращивания по динамике, количеству задействованных в них объектов, функциональной (в т.ч. психологической) нагрузке последних по отношению к психике (и структуре сознания) субъекта ситуаций исследования. Здесь же в исследование включаются логические (и направленные на познание) операции анализа, синтеза, конкретизации, абстрагирования и обобщения по отношению к этим объектам, их роли в формировании, течении и в естественном завершении психических процессов, состояний и психологических новообразований у субъекта этих ситуаций. И далее - исследуются сами эти операции, но уже в качестве объекта и самостоятельной психологической сущности и структуры, наличествующей в ситуациях исследования.[11]

В исследовании также применяются элементы математического моделирования, позволяющие более объективно и наглядно отражать принципиальную сущность и динамку психического процесса, состояния и психологических новообразований у субъекта-участника исследования, и в максимальной степени снизить влияние субъективной (со стороны исследователя) составляющей на ход и сами результаты исследования. Они позволяют приблизить к "относительной истине " (собственно верифицировать) непосредственно и сам процесс формирования и постижения нового знания в ходе настоящего исследования.[12]

III.Результаты и их обсуждение

В ходе проведенного автором исследования, подробно описанного непосредственно в представляемой работе, получен ряд общих (фундаментальных) и частных результатов.

1. Общие, фундаментального плана, результаты:

- с обнародованием результатов данного исследования, когда новое научное знание овладеет индивидуальным и общественным сознанием, - немедленно и активно включатся в работу механизмы аксиомы всеобщего закона научного знания, и общество перейдет на новый уровень своего эволюционного развития;

- ученым - теоретикам и практикам, представляющим соответствующие направления и разделы психологии, равно как и прочих научных дисциплин, представится реальная возможность ознакомиться и изучить материалы исследования относительно возможности заполнения полученными в ходе его данными ряда, пустующих до настоящего времени, ниш фундаментальной теоретико-эмпирической базы, обязательной для любой науки. Где сама база – есть законы и теория восприятия всего сущего, вхождения материального мира в психическое пространство и их комплементарные взаимные связи и взаимодействия;

- подробно и в деталях рассмотрен принципиальный психологический конструкт процесса восприятия, в том числе, - восприятия значимого объекта; при этом установлен ряд объективных факторов (в том числе связанных причинно-следственными отношениями), до настоящего времени не представленных вообще в открытых публикациях по психологической тематике, в том числе - широкому кругу читателей;

- представлен ряд принципиально новых моментов, установленных и детально раскрытых в ходе данного исследования, которые, в свою очередь, согласуются и подтверждаются результатами исследований в области психофизиологии и нейрофизиологии, социально-психологической практикой;

- психологический детерминизм, взаимосвязь причины и следствия – являются краеугольным камнем всего хода исследования и полученных в ходе его результатов.

2. Частные результаты:

- данные, полученные в ходе исследования, позволяют представить свой подход, свою доказательную базу для объяснения психологических механизмов ряда социально-психологических феноменов;

- эти данные могут быть учтены при разработке некоторых социальных психотехнологий, в т.ч. при решении задач воспитательного процесса, выработке положений социальной политики, создания и обоснования применения психологического инструментария при решении некоторых задач социально-психологического плана: решении проблем семьи, демографии, задач национальной безопасности и т.п. То есть там, где наличествует так называемый "человеческий фактор "[13].

IV.Выводы

Согласитесь, что по ряду объективных и субъективных причин мне достаточно сложно говорить о результатах своей собственной работы и тем более, - делать о ней какие-либо выводы. Со всей долей ответственности и с полной уверенностью в объективности своих слов, как автор могу лишь заявить, что представляемая работа интересна и заслуживает внимания, прежде всего, ряда профессионалов и специалистов от науки – и не только исключительно от психологии. Очень хочется надеяться на то, что со временем найдется издатель или научный журнал, которые будут готовы опубликовать материалы данного исследования, учитывая при этом и мои законные интересы и авторские права. А это, в свою очередь, станет необходимым условием издания (публикации) самих материалов исследования.

В заключении я с оптимизмом привожу слова, принадлежащие Н.А. Бердяеву: "Судьба истины зависит не от ума только, но и от воли ". [2, с. 31] Истинность этих слов, применительно к содержанию настоящей публикации, подтвердит время, расставив все по своим местам.

V.Список используемой литературы:

1. Амосов Н.М.. Мое мировоззрение. – АСТ - Сталкер, 2003.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. – М.; АСТ, 2004.

3. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. – М., С-Петербург – АСТ, СОВА,2007.

4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – Московский университет, 1984.

5. Джеймс У. Научные основы психологии. – Минск; Харвест, 2003.

6. Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования. – Мн.; Харвест, 2001.

7. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений. – М.; 1957.

8. а) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.; 1989.

б) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С-П., Питер, 2002.

9. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология. – С-П.; Прайм- ЕВРОЗНАК, 2001.

10. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. – М.; Политиздат, 1983.

11. Диалектический и исторический материализм. – М.; издательство политической литературы, 1988.

12. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М; седьмое издание (2 CD), 2003.

13. Социальная психология. – М.; ACADEMIA, 2003.

14. Словарь практического психолога. – М., АСТ, 2003.

15. Аронсон Элиот, Уилсон Тим, Акерт Робин. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - С-Петербург, прайм-ЕВРОЗНАК, М. ОЛМА-пресс, 2004.

16. Отец Александр Мень отвечает на вопросы (Составитель Андреева А.), М.; фонд имени Александра Меня, 2004.

17. Газета "Жизнь " от 11.5.2005 № 19 (85), ст. Тайна Ванги раскрыта.

18. Основы философии. – М.; Владос, 1997.


[1] Понятие "квазиэкспериментальный план ". – "Эти планы похожи на исследования в естественных условиях… Частично логика этого плана заключается в том, что если бы у экспериментатора была возможность ввести независимую переменную в данной ситуации, то переменная была бы той же самой, что и естественно введенная переменная. Получается так, что экспериментатор как бы является ответственным за введение переменной ". [9, c. 103]

"Научные теории основываются на выводах… Точно так же, как физики делают выводы о характеристиках электромагнитных полей, психологи-экспериментаторы наблюдают поведение, обусловленное воздействием определенных переменных. Затем психологи могут порой сконструировать теоретические модели, обобщающие широкий класс подобных ситуаций, и затем из них иногда могут вывести заслуживающие доверия законы для описания человеческого поведения ". [Там же, c. 118]

[2] 1) "Истина – это единство объективного и субъективного, субъективный образ объективной реальности ". [18, с. 155]

"Абсолютная истина – знание, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отображаемым объектом.

… Относительная истина – знание, достигаемое в конкретно-исторических условиях познания и характеризующееся относительным соответствием своему объекту ". [Там же, с. 156]

2) "Истинны, согласно Джеймсу, все те идеи, вера в которые полезна и выгодна для нашей жизни. Извлеченные из опыта идеи становятся истинами, когда они демонстрируют свою оперативную способность (satisfactoriness) упрощать и экономить наши усилия, а их практические следствия соответствуют нашим ожиданиям. Истинность идеи — это событие, процесс ее самопроверки и подтверждения (veri-fication). При этом истина может основываться на доверии (кредитная система истин) и должна быть совместима с другими истинами и новыми фактами ". [ ст. «Джеймс У.»]

[3] 1) АДЕКВАТНОЕ (от лат. adaequatus — приравненный, равный), соответствующее, верное, точное; в теории познания — верное воспроизведение в мышлении связей и отношений объективного мира. [12] Здесь же следует заявить, по крайней мере, о двух основных составляющих данного понятия. Первое – это объективный ( "чистый ") аспект адекватного. То есть того, что дано и существует объективно, независимо от субъекта. Второе – это субъективное представление адекватного, в которое в той или иной степени привнесена (субъектом) субъективная составляющая, искажающая его объективную ‘чистоту ". Реальное "адекватное " всегда представляет компонент обеих составляющих.

2) "ОБЪЕКТ – фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с нею субъекта. Вещи, существующие независимо от субъекта, становятся объектами по мере того, как субъект взаимодействует с ними. В процессе действия и познания они выступают не как вещи в себе, но как вещи для нас. И так, взаимосвязь субъекта с объектом характеризует психический уровень взаимодействия человека с миром; его физиологический уровень определяется через взаимосвязь реакций с раздражителями. Сигнальный раздражитель опосредует взаимодействие между предметом как раздражителем и предметом, как объектом. Такое различение объекта и раздражителя (соответственно – действия и реакции) – одна из важных особенностей подхода деятельностного в психологии ". [14, с. 359, 360]

[4] 1) "На самом деле принципиально важных законов не так много, и они, скорее всего, едины для мирозданья и деятельности мозга ". (Н.П.Бехтерева) [3, стр. 14]

2) "… Мир устроен так, что случайностей в нем не бывает, - убеждает нас Юрий Александрович Негрибецкий - академик Международной академии энергоинформационных наук. - Каждое явление имеет свои корни. Причинно- следственная связь незримой цепью сковывает все события. Но люди почти всегда борются с последствиями, а не с тем, что порождает беду ". [17]

[5] "Термин "исследование " целесообразно употреблять, когда речь идет о фундаментальном изучении научных проблем, когда осуществляется приращение знания для науки ".

[13, с. 343]

[6] 1) О психологической категории "значимый ", [ "значимое "] (объект, явление, событие, вид деятельности, равно как и их образ, удерживаемый в сознании и памяти субъекта) мы говорим в следующем случае. – Когда некоторый материальный предмет (объект, явление, событие, вид деятельности), равно как и его идеальный (представленный в сознании) образ, не оставляют субъекта равнодушным и вызывают у него различной интенсивности, глубины и длительности положительного, либо отрицательного характера переживания и в этой связи - заставляют субъекта действовать определенным образом. Следовательно, фактор "значимости ", в той или иной степени объективно или субъективно присущий объекту (явлению, событию, виду деятельности), оказывает соответствующее воздействие на (здесь уже вторичные по времени следования) психическую и предметную деятельность субъекта. 2) "Идентификация – это понятие было введено Фрейдом, но широко распространилось за рамками психоанализа, в частности – в психологии социальной. Идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок социальных и пр. … Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем – в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваиваются и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации – в том, что она происходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями…). [14, с. 266]

Современное понимание идентификации охватывает несколько пересекающихся областей психической реальности. 1.2. Опознание чего-либо или кого-либо. В этом значении термин используется психологией общей и в психологии инженерной и юридической, где понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства, в результате чего устанавливается их сходство или различие. Благодаря идентификации происходит распознание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и пр. … ". [Там же.]

Если быть кратким, то здесь под "идентификацией " принципиально следует понимать психический процесс восприятия, в ходе которого происходит распознание сущности объекта (субъекта, явления, события, вида деятельности), степень его соответствия (тождества) субъективному, социализированному, соответствующему [значимому] эталону из иерархии "индивидуальная система значений " [эталонов] субъекта.

3) А. Фрейд выделяет в акте идентификации степень его интенсивности, особо отмечая в нем момент, "когда человек начинает жить жизнью другого ". [4, с. 74]

[7] 1) В условиях исследования под вторичными психическими процессами и состояниями субъекта ситуации исследования следует понимать процессы и состояния субъекта, возникающие как непосредственное следствие и результат актов восприятия, идентификации (сравнения) и образного представления (здесь выступающих и относимых к категории первичных по времени следования) некоторого материального объекта, реального явления, события, вида деятельности. Далее, связанные с ними (в пространстве, времени и функционально) вторичные психические процессы и состояния субъекта ситуации исследования и следующая за ними предметная деятельность (т.е. являющиеся прямым следствием данного акта восприятия), будут именоваться в исследовании как, соответственно, "постпроцесс ", "постсостояние " и "постдеятельность ".

2) "Аппарат сравнения – по-видимому, одно из базисных свойств высших функций мозга, а возможно – мозговых функций вообще ". [3, с. 128]

[8] "Знание есть констатирование наличности фактов, описание. Законы логики – свойства самого бытия, они даны в самой действительности, а не привносятся субъектом ". (Н. Бердяев) [2, с. 138]

[9] В работе авторского коллектива (в который входил и А.П. Шептулин) "Диалектический и исторический материализм " я нашел дополнительно к уже названным выше принципам еще и следующие: рассмотрение объекта познания во всех его связях и взаимоотношениях, раздвоения единичного и познания противоположных частей его, восхождение от абстрактного к конкретному. [11, с. 228]

[10] ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verus — истинный и facio — делаю), проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Принцип верификации (или верифицируемости) — одно из основных понятий логического позитивизма. [12]

[11] "… Измерение психических и нервных количеств и такое дедуктивное рассуждение, каких требует этот метод доказательств, будут навсегда недостижимы для человека. Никакой серьезный психолог или физиолог не вздумает даже задаваться вопросом о том, как бы это могло быть практически. Не имея никаких других оснований для решения этого вопроса, можно было бы без затруднений оставить его без дальнейшего рассмотрения. Но от психолога нельзя ожидать такой внепартийности, потому в его распоряжении имеется очень много оснований в пользу детерминизма. Он обязан строить науку, а наука есть система "постоянных " отношений. Там, где мы находим независимые переменные, наука останавливается ". (У. Джеймс) [5, с. 509]

[12] 1) "МОДЕЛИРОВАНИЕ – в психологии – исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических моделей. Под моделью здесь понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Наличие отношения частичного подобия – гомоморфизма – позволяет использовать модель как заместитель или представитель изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую замену особенно наглядной. Создание упрощенных моделей системы – действительное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях знания… ". [14, с. 303] (см. также "МОДЕЛЬ ОБРАЗНО-КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ " - 14, с. 305)

2) "…Тем не менее, я не буду выдавать желаемое за действительное: наши модели отражали живые системы с таким большим обобщением, что годились лишь для понимания принципов функционирования, но не для использования в практике управления. Для этого нужны более глубокие исследования и более сложные модели. Но и они останутся лишь вероятностными, поскольку невозможно точно смоделировать самоорганизацию "живых " систем. Однако без подобных моделей управление вообще слепо.

…Модели отражают объекты (их структуру, функции, качества, действия, отношения) с упрощением и искажениями». (Н.М. Амосов) [1, с. 5-7]

3) "Часто высказывалось мнение, что совершенство науки измеряется количеством допускающегося в ней математического элемента ". [6, с. 309]

[13] "… - "Человеческий фактор ". О нем говорят теперь как о факторе забытом. Вы представляете, до чего мы уже дошли? Мы дошли до того, что в истории людей, в человеческой истории, мы забыли о человеческом факторе! Мы, собственно, забыли, что такое человек! То, что он нуждается в пище, жилье и одежде, - это же не есть свойство только человека: в одежде и пище нуждаются все живые существа. Но фактор человеческий, специфический фактор, был забыт. Ну что ж, иные скажут: упустили что-то. Но, оказывается, упустили важнейшее, упустили то, что составляет средоточие нашей жизни. Этот трагический изъян стал роковым образом отражаться и на материальной стороне жизни. Я не ошибусь, если скажу, что главной причиной всех кризисов, которые потрясают наше общество, является забвение, игнорирование человеческого фактора ". (Отец А.Мень) [16, с. 43]


Автор. Васильев Вячеслав Николаевич. Педагог-психолог государственного учреждения по оказанию социальной помощи населению Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Сайт автора в Интернете: www.otkrytie-psy.info




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: