Каким должно быть образование в будущем?

Как известно, учебники всегда описывают позавчерашний день. А как быть с днем сегодняшним? Странный вопрос для человека, знающего, что в Интернете можно отыскать ответ на любой вопрос. Но чтобы получить ответ на вопрос, его нужно умело задать. И, вероятно, в наше время это — самое главное, чему следует учиться.

Раньше система образования была направлена на то, чтобы дать молодому человеку определенный объем знаний. Этого объема знаний хватало надолго, многим — на всю жизнь. Но сейчас объем информации в мире многократно возрос. Запихнуть всю эту информацию в свою несчастную голову нет никакой возможности. Да и потребности такой нет, потому что современная информация очень быстро изменяется. А вот потребность быстро сориентироваться в море информации, отыскать правильные ориентиры и смело поплыть в нужную сторону, остались и стали цениться очень дорого.

Индийский ученый Сугата Митра (Sugata Mitra) известен своими исследованиями в области квантовой органической химии и компьютерных сетей. В последние годы он занимается проблемами образования, которые очень существенны для такой огромной страны, как Индия, где проживает большое количество бедного и безграмотного населения. При этом уже давно стало ясно, что прежняя система образования (очень хорошая система, построенная еще во времена Британской империи) дает сбои именно из-за того, что в стране не хватает учителей, и особенно их не хватает там, где они более всего нужны — в самых бедных и запущенных районах страны.

Сугата Митра задался вопросом: а может быть, и не понадобится так много учителей, если призвать на помощь Интернет? Он обнаружил, что дети, если перед ними поставить задачу и заинтересовать достижением результата, очень быстро обучаются работе с компьютерами, хорошо выучивают английский язык и начинают без труда получать информацию из Интернета.

В 1999 году Сугата Митра поставил первый эксперимент в области детского образования, который он назвал «Дырка в стене» («Hole in the Wall»). В одном из трущобных районов Дели в стене здания был размещен стенд с компьютером, экраном, мышкой и клавиатурой. Местные дети могли свободно пользоваться этим устройством. Детям никто ничего не объяснял. Учитель отсутствовал.

Оказалось, что вне зависимости от того, кто они и где они проживают, дети могут играючи обучиться работе с компьютером и Интернетом даже без знания английского языка. Существенным моментом здесь являлось общение внутри группы. В результате этого общения дети обучали друг друга. Они быстро освоили необходимый для работы в Интернете английский язык и, самое главное, научились задавать вопросы поисковым системам и делать на основе ответов поисковиков правильные выводы.

Многие из этих ребятишек из трущоб улучшили свой английский язык благодаря нехитрой игре. Они получили компьютер с бесплатной программой, входящей в операционную систему Windows, которая преобразовывала произносимую речь в печатный текст. Дети рассказывали о чем-то компьютеру, а он выдавал на экран какую-то абракадабру. «Он нас не понимает!» — возмутились дети. Ответ Митры был прост. «Я оставляю вам компьютер на два месяца. Сделайте так, чтобы он вас понимал» — «Но как?» — «Не знаю!»

Через два месяца дети разговаривали почти на идеальном английском. И этому они научились самостоятельно. Многие из них потом получили работу в центре технического обслуживания, где весь день надо говорить на хорошем английском языке с клиентами изо всех стран мира.

Эксперименты Сугаты Митры показали, что если у ребенка возникает интерес, то обязательно начинается обучение. Обучение, по мнению Митры, происходит в коллективе таких же заинтересованных ребят. Обучение в коллективе — это самоорганизующаяся система. Как всякая самоорганизующаяся система, она ведет себя непредсказуемо, а результат во многом случаен.

Вот тут-то и выяснилась роль учителя в новом процессе обучения. Процесс-то новый, но учитель, как и прежде, оказался важен и необходим. Однако роль учителей серьезно изменилась. Они не должны были стоять перед классом, вещая истины, которые требовалось выучить наизусть, а находились как бы в стороне, контролируя совместную работу группы и ставя очередные задачи.

Кстати, одна из немаловажных задач учителей состояла в том, чтобы хвалить учеников. Хвалить каждого за его вклад в общее дело, процесс обучения. При этом учитель мог находиться совсем в другом месте, очень далеко от своих подопечных.

Митра организовал из английских пенсионерок отряд так называемых «облачных бабушек». У бабушек вообще большой опыт ласкового общения с детьми. Именно благодаря своей ласке и терпению они — самые ненавязчивые учителя будущего поколения. А английские бабушки к тому же — ужасно активные. Сугата Митра легко набрал из них 200 помощниц. За два года с помощью скайпа они провели 600 часов уроков с группами индийских ребят. И были достигнуты потрясающие результаты. Детишки из глухой и бедной индийской провинции сдавали тесты с небывало высоким результатом, который обеспечивал им поступление в хорошие университеты и дальнейшее продвижение в жизни.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: