Защита судна от коррозии. Алюминиевые или цинковые аноды?

Любые суда, в том числе деревянные и пластиковые обязательно имеют металлические подводные части. Как минимум – это крепеж и детали двигателя, как максимум - корпуса из стали и алюминия, которые очень популярны в нашей стране для лодок, катеров и яхт. А ведь в пресной и особенно в морской воде металлические элементы судна неизбежно повреждаются за счет электрохимической коррозии. И установка деталей из нержавеющей стали вовсе не гарантирует многолетнего беззаботного плавания.

При этом наиболее опасна так называемая местная коррозия, которая протекает на небольших участках поверхности, обычно очень интенсивно и оканчивается разрушением детали.

Но есть простое решение проблемы – использование анодов.

Не нужно знать больше школьного курса химии, чтобы понять, почему нельзя ставить латунные или медные элементы крепления на алюминиевый корпус. В воде или на влажном воздухе из двух металлов с разными потенциалами образуются гальванические элементы, своего рода “батарейки”. И чем больше разность потенциалов у металлов, образующих коррозионную пару, тем интенсивнее протекает разрушение одного из них, выступающего анодом.

Какой же металл в паре будет разрушаться за счет коррозии? Для ответа нужно отыскать Ряд стандартных электродных потенциалов металлов. Анодом всегда будет металл с меньшим потенциалом. Слишком сложно. – подумаете вы, и будете, в общем-то, правы.

В продаже мы встретим судовые аноды лишь двух типов – алюминиевые и цинковые. То есть достаточно ответить на вопрос: когда использовать цинковые аноды, а когда алюминиевые?


Алюминиевые аноды лучше, чем цинковые, защищают от коррозии, но поэтому же и быстрее разрушаются. Последнее не очень важно для пресной воды, в которой коррозия протекает менее интенсивно. Поэтому Алюминиевые аноды рекомендуются для судов, которые ходят преимущественно в пресных водах. Цинковые аноды рекомендуют применять в соленой или в жесткой воде. Алюминиевые же аноды в соленой воде “съедаются” слишком быстро.

На судах со стеклопластиковыми и деревянными корпусами защищены должны быть лишь металлические части. При этом они должны соединяться с анодом непосредственно либо с помощью медного кабеля.

Хотелось бы отметить аноды компании Vetus. Цинковые аноды Vetus произведены с самыми высокими требованиями к качеству металла (военный технический стандарт США). Иначе они не достаточно эффективны. Алюминиевые аноды Vetus состоят из алюмине-индие-цинкового сплава. Все аноды продуманной формы, со слоем краски на внутренней стороне для защиты покрашенных корпусов. На выбор поставляются либо специальные крепления в виде штифтов для сварки со стальным корпусом, либо специальные болты для стеклопластиковых и деревянных корпусов. Аноды для гребных валов (осевые аноды) идеально стыкуются с валом и имеют уникальную систему крепления, поэтому срабатываются только с наружной стороны. Компания Охтинская верфь награждена кубком за лучшие показатели по продажам судового оборудования и комплектующих Vetus.


Компания Охтинская верфь, Санкт-Петербург. Источник - частично каталог судового оборудования Vetus.



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: