Сретенка: монастырь, легенды, жизнь. Улица как муза?

Бросают «Чайку» и бегут в ночи Крокодильей кожи лодочки, И пробежать по Сретенке домой Ботинки лодочки берут с собой! (группа «Браво», «Желтые ботинки»).

Сретенка — название московской улицы. Но улицы — непростой. Во-первых, когда-то это была главная улица города, еще до Тверской (то есть до появления новой столицы и дороги в сторону Санкт-Петербурга). Та, старая главная дорога вела к тогдашним центрам общественной и духовной жизни — Владимиру, Ростову, Суздалю. Отсюда же уходили паломники в Троице-Сергиев монастырь (сейчас — Подмосковье, Сергиев Посад), шли пешком, хоть и далеко, но так полагалось.

Во-вторых, эта улица сохранила настолько своеобразный колорит и дух, что до сих пор является темой, даже, если можно так выразиться — «музой» поэтов и музыкантов.

— Няня, что это такое? — Это Сретенка твоя (Вероника Долина).

Как одна из самых старых улиц Москвы, Сретенка умудрилась сохранить свое очарование даже в наше время, и она охотно делится своими тайнами и легендами. И на этой улице со всеми переулками между офисами и магазинами продолжают жить люди: самого разного достатка, самых разных профессий.

Картинка иль, может, отметинка? Отметинка на судьбе… Кретинка, да это же Сретенка Висит у тебя на губе! (В. Долина). Сретенский монастырь

Сретенский монастырь, давший название улице, числится не по этой улице, а по Большой Лубянке. Это первый парадокс, объясняется он просто — переименованием части улицы. Второй парадокс — название монастыря не имеет ничего общего с христианским праздником Сретенья Господня. Название идет от слова «встретить» — «сретать» — встречать, повстречать, идти навстречу. И здесь мы сами встречаемся с историей.

Место было заселено, как указывают некоторые исследователи, давно. Возможно, именно здесь стояла усадьба боярина Стефана Кучки. Юрий Долгорукий боярина казнил, землю забрал, но надолго здесь сохранилось и название «Кучково поле».

1395 год — к Москве подходили полчища Тамерлана (Тимура). Нашествие обещало быть страшным, не менее кровавым и разорительным, нежели предыдущее — 1382 года (хана Тохтамыша).

Великий князь Василий Дмитриевич велел перенести в Москву чудотворную икону Божией Матери из Владимира. Сама икона считалась родовой реликвией Рюриковичей, якобы писана она была евангелистом Лукой и уже послужила заступницей в битвах.

Икону из Владимира принесли, две недели шли, но успели. Так и произошло «сретение» горожан с иконой. И улицу назвали Сретенкой (в XVI веке еще Устретенская, встречается Встретенка).

А Тамерлан вдруг изменил свои намерения и отошел от Москвы. Причины такого решения могут обсуждаться, но тогда было все понятно. Спасла икона. На месте встречи-сретения горожан с иконой и поставили монастырь в честь великого и чудесного избавления от нашествия.

Судьба монастыря схожа с судьбами древних и при этом — сохранившихся монастырей. После революции он был закрыт. Иногда можно натолкнуться на сведения о расстрелах на территории монастыря. Подтвердить или опровергнуть трудно, памятный крест стоит, но вполне может быть, что он — в общую память обо всех жертвах и мучениках. Улица Сретенка

А улица Сретенка жила своей жизнью. В многочисленных переулках селились мастеровые, ремесленники. Дворян там не было.

Каждый «цех» или каждая небольшая слобода, в которой жили люди, связанные одним делом, старались выстроить свою церковь. Сохранилась церковь Успения Богородицы в Печатниках, построенная в 1695 году, вместе с колокольней, завершенной небольшим шатром, напоминающим шпиль. При нашествии Наполеона церковь горела, многое было утрачено. Но и с этой церквушкой легенд немало связано: чего только стоит встреченное упоминание того самого иудиного сребреника, который может там храниться. Не менее любопытен факт, что некое известное венчание старца с юной девицей, которое стало темой картины «Неравный брак» Пукирева, по преданию, тоже состоялось в этой церкви.

В Пушкаревом переулке жили стрельцы-пушечники, то есть артиллеристы. Уже в 17 веке там насчитывалось 374 двора. На литейном заводе в Пушкарях жил мастер Иван Моторин, отливший Царь-колокол. Каменную церковь «пушкарей», которая так и называлась — «артиллерийской» — снесли после революции.

В Последнем переулке жил Н. Г. Рубинштейн. Часть квартиры он бесплатно предоставил для обучения студентов музыке — так и начала формироваться знаменитая Московская консерватория. В сретенских переулках жили семьи А. Пушкина, А. Чехова, В. Катаева.

Даев переулок славен своей легендой о привидении. Некий фантом-великан, тень которого якобы поднимается во весь свой немалый рост, но уже никого не пугает.

Большой Сухаревский переулок был когда-то Колосовым и пользовался весьма дурной славой — из-за огромного количества домов терпимости. «Ни в одном городе, не исключая Парижа, вы не найдете такого цинического проявления… разврата» — писал П. Д. Боборыкин, который когда-то пустил в большую жизнь термин «интеллигенция». Переименовали тогда улицу в честь знаменитой Сухаревской башни, к которой примыкал переулок. Сухаревская башня — историческое наследие страны, была зачем-то разрушена в 30-х годах. Ново-Сухаревский рынок, построенный архитектором К. Мельниковым и воспетый Гиляровским, тоже практически не сохранился.

Однако Сретенка умудрилась сохранить свой особый дух:

Уж не знаю я, что есть родина, Но никто меня не украдет, Ибо Сретенка — это родинка. Это до смерти не пройдет. Дело не в водоворотах, А опять во мне одной. Дело в Сретенских воротах, Что захлопнулись за мной. (В. Долина).

Об улице Сретенке с ее переулками можно рассказывать и рассказывать. Многие предпочитают стихами и песнями.

Я взойду на кирпичную лесенку может, с лесенки упаду, в десять лет упаду на Сретенку и на Трубную площадь пойду. (Евгений Рейн) Жители Сретенки

Детство многими любимого российского барда Юрия Визбора прошло на Сретенке («Я вплываю в свой сретенский двор, словно в порт, из которого вышел»). Видимо, этим и объясняется часто упоминание этой улицы в его песнях. Особо интересна одна — «документальная песня», с документальными улицами и даже фамилиями (по словам автора).

Этот «послевоенный — над веревкой — волейбол», в который играли известный вор Коля Зять, Владик Коп — владелец страшного кирзового мяча, Макс Шароль — по алгебре король, ассириец Лев Уран, Саид Гиреев и Серега Мухин. И местный «гений чистой красоты», внимательно следящий из окна за игрой. Песня об удивительном послевоенном поколении — чьих-то отцах и дедах, на плечи которых легли немалые трудности. Поколении, давшем такое количество талантов, что впору говорить о новом «Золотом веке» отечественной культуры. И это поколение умело любить свои «сретенки», свои улочки и дворы.

А Владик Коп подался в городок Сидней, Где океан, балет и выпивка с утра, Где нет, конечно, ни саней, ни трудодней, А также нету ни кола и ни двора.

Ну, кол-то ладно — не об этом разговор, — Дай Бог, чтоб Владик там поднакопил деньжат. Но где найдет он старый сретенский наш двор? Вот это жаль, вот это, правда, очень жаль.

Ну, что же, каждый выбрал веру и житье, Полсотни игр у смерти выиграв подряд. И лишь майор десантных войск Н. Н. Зятьев Лежит простреленный под городом Герат.

Отставить крики! Тихо, Сретенка, не плачь! Мы стали все твоею общею судьбой: Те, кто был втянут в этот несерьезный матч И кто повязан стал веревкой бельевой.

Надеюсь, что эта короткая прогулка по Сретенке помогла кому-то ощутить неповторимый дух этой древней московской улицы. Послушать Ю. Визбора можно в комментариях.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: